"В шахматах больше путей,
чем на всем земном шаре" - Пирс МакОрлан
Franz von Matsch (1861 – 1942). Leonardo da
Vinci playing chess with his muse (1890-95) - Franz von Matsch (1861 –
1942). Леонардо да Винчи, играет в шахматы со своей музой (1890-95)
Carved boxwood and leather-cased travelling
chess set, German, 18th century - Резные шахматы из самшита и кожи,
шахматы для путешественников, Германия, 18-го век.
В конце XIII века католическая церковь отнесла
их к числу запретных, недостойных христианина, греховных забав, но это
гонение продолжалось сравнительно недолго и было отменено в середине XIV
века. Наибольшее препятствие для развития, шатранджа, однако, было
заложено в нём самом - в его правилах, в его медлительном характере.
Естественным было поэтому стремление укоротить процесс игры, сделать её
более стремительной и быстрее допускающей развязку.
Это и привело постепенно к выработке
современных правил. Современные правила игры сложились в основном в
эпоху Возрождения (XV-XVI вв.), хотя полное их единообразие установилось
лишь около 100 лет назад. В связи с реформой правил игры для шахмат
наступил период нового расцвета. Решающее значение здесь приобрели
растущая популярность шахмат среди народных масс и изобретение
книгопечатания, способствовавшее развитию шахматной литературы. С этого
периода начинается история шахмат нового времени. Целый ряд теоретиков и
шахматистов-практиков с жаром углубился в изучение богатых
возможностей, открывшихся в игре в связи с её реформацией. В конце XV и в
начале XVI века появляются первые книги по шахматам; ценность их для
настоящего времени, конечно, незначительна.

Unknown Artist 19th Century Faust and
Mephistopheles playing chess. - Неизвестный художник 19 века. Фауст и
Мефистофель играет в шахматы.
Bordone, Paris (1500 - 1571). Les joueurs
d'echec - Бордоне, Париже (1500 - 1571). Шахматисты
Дошедшие до нас партии XVII века
свидетельствуют о том, что игра того времени была ещё очень наивной и
характеризовалась стремительными комбинационными атаками на
неприятельского короля, связанными с жертвами фигур и, особенно, пешек.
Лучшим шахматистом-практиком XVIII века был француз Филидор (1726-1795).
Он был известен и как теоретик, применивший и обосновавший ряд общих
принципов построения и введения партии. Особенное значение Филидор
придавал движению пешек. Пешки-душа шахмат, говорил он. Свою теорию
Филидор изложил в 1749 году в нашумевшем и выдержавшем впоследствии
целый ряд изданий Исследовании шахматной игры. Игра по системе Филидора
придавала партии медлительный и осторожный, позиционный характер. Фигуры
играли подчинённую роль, и действия их были скованными, так как
основным принципом являлось планомерное пешечное наступление. Против
такого одностороннего направления в игре выступил во второй половине
XVIII века ряд теоретиков.
A St George pattern gilt-metal chess set, circa
1880. - Образ святого Георгия позолоченный металл - шахматы, около 1880
г.
Shveytsariya, about 1870 - Швейцария, около
1870 года
Johann Tishbeyn, Conradin of Swabia. 1784.
- Иоганн Тишбейн, Конрадин Швабский. 1784.

French ivory chess set, Dieppe, 18th century
- Французские шахматы из слоновой кости, Дьепп, 18-го век.
Sir Lawrence Alma-Tadema (1836-1912). Arab chess - Сэр
Лоуренс Альма-Тадема (1836-1912). Арабские шахматы.
Macao, early 19th century - Macao, начало 19
века
Chinese Napoleon ivory figural chess set, Canton, circa
1810. - Китайские шахматы Наполеона из слоновой кости, Кантон, около
1810 г
Но лишь в начале следующего столетия началось
постепенное возвращение к фигурной, комбинационной игре. Сильнейшими
шахматистами в тридцатых и сороковых годах XIX века считались Лябурдоннэ
и затем Стаунтон. Таков был в общих чертах путь развития шахмат.
Комментариев нет:
Отправить комментарий